Личный кабинет

Ставки на автомобильные грузоперевозки растут из-за нехватки водителей

Нехватка водителей в Испании, Германии и Великобритании По информации Главного управления дорожного движения Испании около 70% водителей грузовиков в этой стране старше 50 лет. В 2017 году около 253 тысяч водителей имели действительные права категорий С или С+E: 32 тысячи — водители в возрасте 60-64 года, 40 тысяч — в возрасте от 55 до 50 лет, 42 тысяч — 50-54 года. Таким образом, только 28% водителей в Испании младше 50 лет. В Германии ситуация не лучше. По информации Ассоциации немецких логистов и экспедиторов (DSLV) около 66% водителей-дальнобойщиков в течение 15 лет уйдут из профессии. Всего по итогам 2016 года в Германии водительскими правами категорий С или С+E обладают около 1,5 миллиона граждан, при это только полмиллиона младше 45 лет. Бывший руководитель Федерального союза транспортировки грузов и логистики Дирк Энгельхардт одной из причин уменьшения количества водителей грузовиков назвал отмену воинской обязанности. Ежегодно около 15 тысяч немецких водителей обучались управлению грузовиком именно в Бундесвере. Британцы называют цифру — 50 водителей в день. Именно с такой скоростью растет дефицит профессионалов в отрасли, по подсчетам газеты The Sun. В 2017 году средний возраст водителей грузовиков из Великобритании был приблизительно равен 55 годам. В 2015 году эта цифра была 53 года, 13% от всех водителей были старше 60 и только 2% — младше 25. Одна из причин, по которой молодые люди выбирают другие профессии — высокая стоимость вхождения в профессию и нелегкие условия труда. Всего британские компании привлекли около 60 тысяч иностранных водителей. Однако в Восточной Европе, где компании Запада привыкли искать квалифицированных сотрудников, наблюдается тенденция к уменьшению количества обучаемых водителей. Проблемы в Польше, Литве и России В Польше уже не хватает около 100 тысяч водителей, сообщает консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers в отчете «Рынок труда водителей в Польше». Наибольшему количеству водителей грузовиков в Польше от 45 до 50 лет. Количество выдаваемых водительских удостоверений категорий С или С+Е уменьшается в геометрической прогрессии. Если в 2006 году около 300 тысяч поляков получили такие права, то в 2011 — лишь 48 тысяч. Около 20% транспортных компаний в Польше испытывают постоянные проблемы с водительскими кадрами, 60% — назвали это периодической проблемой. При этом в Польше наблюдается рост спроса на автомобильные перевозки. Молодежь Польши отказывается идти в профессию, в том числе, из-за высокой стоимости обучения. Чтобы получить необходимую квалификацию потребуется потратить около 2 тысяч евро за прохождение всех водительских курсов. Аналогичная ситуация наблюдается и в Литве. Это подтверждают слова президента «Linava» Эрландаса Микенаса: «В Литве наблюдается острый дефицит водителей-международников. По данным Биржи труда, в этом году (2016 — ред.) в Литве было трудоустроено 13 000 иностранных граждан, из них 87% были приняты на работу в качестве водителей грузового транспорта. Насколько я понимаю, в Литве без работы остаются те водители, у которых нет мотивации. Они сами не хотят работать, а работодателям такие сотрудники тоже не нужны. Между тем молодёжь со „свежими“ правами идёт нарасхват, у молодых водителей есть возможность выбирать место работы. Вопрос зарплаты актуален в любой сфере, но всё же водители относятся к категории высокооплачиваемых сотрудников. К сожалению, их постоянно не хватает — несмотря на то, что работодатели водителей мотивируют новыми автомобилями, разного рода надбавками и т.д.». Уменьшается количество водителей грузовиков и в России. В 2017 году количество новых обладателей удостоверений категории «С» снизилось со 124 600 до 106 400, права категории «D» оформили 37 900 человек (в 2016-м — 42 300), категорию «С1» на управление грузовиками массой от 3,5 до 7,5 т открыли 1100 водителей, тогда как годом ранее их было 43 700. Белорусские реалии В Беларуси профессия водителя входит в тройку самых востребованных в стране. Так в декабре 2017 года, только по официальным данным в банке вакансий, который организован Государственной службой занятости, значилось 2164 свободных вакансий для водителей, при этом количество соискателей на эту должность было меньше в три раза. В конце февраля в Беларуси вступила в силу одна из норм Декрета № 7 «О развитии предпринимательства», которая должна улучшить климат для международных перевозчиков. Компаниям разрешили брать на должность водителя-международника водителей без стажа. Порталу грузоперевозок Transinfo это нововведение прокомментировал Сергей Зайченко, начальник отдела организации перевозок ООО «РАЙЗИНГ» (R Group): — На сегодняшний день транспортные компании Беларуси ощущают нехватку водительских кадров. Отмена требований к стажу водителей-международников несомненно поможет привлечь молодежь в данную сферу. Но не стоит забывать о повышении уровня подготовки в автошколах — необходимо увеличить количество практических и теоретических занятий. R Group проводит дополнительное обучение для водителей, принятых на работу. Естественно, больше внимания мы уделяем темам, связанным с международными перевозками грузов, чтобы углубить знания наших водителей по темам: крепление грузов, нагрузка на оси, международная документация. Нехватка кадров ведет к увеличению цены на грузоперевозки На Западе ситуация с нехваткой кадров уже подталкивает работодателей к увеличению расходов на поиск и обучение новых водителей. Автоматически это отражается на стоимости конечных услуг. Так, компании Hermes Germany и GO! Express & Logistics заявили об увеличение тарифов на транспортные услуги на 4-4,5%. В пояснении к этому изменению цен на свои услуги компании назвали необходимость инвестировать в сотрудников.

10 октября 2018 года
Цены на топливо пошли в рост: что будет к концу года?

В Центробанке говорят, что стоимость топлива до конца года не вырастет. При этом в Росстате в сентябре фиксировали хоть и небольшой, но всё же рост цен. Исследование информационно-аналитического центра «Кортес» показало, что цены на дизтопливо в конце сентября и вовсе выросли до рекордного уровня, а бензин в ряде регионов прибавил до трёх копеек. Оптовая цена на летнее дизельное топливо «Класс 5» с 24 по 28 сентября выросла на 423 рубля — до 52 471 рубля за тонну. Это исторический максимум, который зафиксировали аналитики центра «Кортес». В свою очередь оптовые цены на бензин пошли разными курсами. Топливо марки АИ-95 подешевело на 38 рублей — до 55 359 за тонну. АИ-92 подорожало на 37 рублей — до 49 427 за тонну. Розничные цены на бензин в среднем выросли на 1–3 копейки. Казалось бы, рост небольшой, но он фиксируется регулярно. И это цифры всего лишь за неделю. Неудивительно, что у автомобилистов возникает вопрос, не стоит ли ждать роста темпов подорожания бензина к концу года. — Ещё в начале июня, когда цена на бензин начала снижаться, я отметил, что долго это не продлится, а снижение будет несильным, — вспоминает эксперт компании «Международный финансовый центр» Дмитрий Чечулин. — Самый большой скачок вниз на АИ-95 был с 45,35 до 45,05. Это капля в море. Уже сегодня цена превысила 45,47 (если оценивать не биржевые цены, а значения на заправках, то это 45,7 рубля за литр). По его словам, тенденция к росту цен продолжится. Рынок энергоресурсов един для всего мира. Значительно выгоднее поставлять топливо за границу, где оно стоит в два-три раза дороже, чем у нас. Именно по этой причине уже сейчас нужно морально готовиться к ценам на топливо на европейском уровне. Естественно, это случится не к концу года, но такой рост возможен на горизонте в течение 1–3 лет. Говоря же про ближайшие перспективы, стоит ожидать роста до отметок 47–48 рублей за литр АИ-95. Высокие цены на топливо поддерживает и рост на нефтяном рынке. За последние несколько дней стоимость нефти сорта Brent взлетела на 14% — до 85 долларов за баррель. Главный вопрос: как долго продержатся эти цены? Через месяц должен вступить в силу второй пакет санкций против Ирана, а значит, объём предложения сырья на рынке снизится на один миллион баррелей в сутки. Как отмечает аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, высокие цены продержатся до тех пор, пока спекулянты не получат явных сигналов о готовности главных производителей — США, России и Саудовской Аравии — заполнить освободившуюся «пустоту». Как добавляет Мащенко, в пользу повышения цен на бензин говорит и повышение НДС, и ожидаемое увеличение акцизов в 2019 году. — В сентябре и начале октября цены растут ещё и потому, что ещё идёт уборочная, спрос на топливо высокий, — поясняет старший аналитик ГК «Альпари» Анна Бодрова. — К тому же люди вернулись из отпусков и с каникул, пользуются личным транспортом — потребность в бензине выше, продавец спокойно повышает цену. Есть шанс, что в октябре рост цен на бензин приостановится, но снова возобновится к декабрю. И этот восходящий тренд продлится до весны как минимум. В среднем АИ-95 может подорожать до конца года ещё на 20–35 копеек, АИ-92 — на 10–30 копеек за литр. Как отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский, в себестоимости бензина 64% занимают налоги и акцизы, 20% — транспортировка и работа НПЗ, 15% — стоимость нефти и лишь 1% — наценка АЗС. По мнению Капустянского, фактически единственным реальным способом остановить повышение цен является снижение акцизов, но это произойдёт только при значительном обострении ситуации. По словам валютного стратега ГК TeleTrade Александра Егорова, сильнее всего цены на топливо будут колебаться на средних и мелких АЗС. Они больше зависят от партии поставки конкретной логистической цепочки. В крупных городах сильнее всего традиционно повышаются цены на заправках у крупных магистралей и в оживлённых зонах. Даже на АЗС одного и того же крупного топливного холдинга цена может сильно варьироваться в зависимости от расположения конкретной заправочной станции. — До конца года мы не ждём роста цен на бензин, а вот после Нового года скачок может быть неожиданным и резким, — считает ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова. — В перспективе на октябрь — декабрь 2018 года поддержку оптимистичным оценкам Центробанка и Минэкономразвития окажут стабильность рубля и принятые правительством меры по расширению объёмов биржевых продаж и соблюдению крупными нефтяными компаниями договорённостей по заморозке цен. По словам Марии Сальниковой, с Нового года будет введена новая система ценообразования на бензин. Именно поэтому она и ждёт повышения цен в это время. Новая система будет учитывать и отмену экспортных пошлин, и увеличение налога на добычу полезных ископаемых, также появится система субсидий для нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам Марии Сальниковой, уже в январе 2019 года бензин может подорожать на 6–9%. Впрочем, не все финансисты настроены так пессимистично. Трейдер-аналитик компании «Финист» Денис Лисицын считает, что о повышении цен на бензин говорить можно, но пока рано. Сейчас действует соглашение нефтепереработчиков с правительством о заморозке цен на бензин до конца года. К тому же нефтяники обещали сдерживать цены на топливо и увеличивать поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Как отмечает Денис Лисицын, до конца года правительство проработает ряд мер по дальнейшему сдерживанию цен на бензин — это изменения в налогообложении, введение субсидий, отмена экспортных пошлин.

10 октября 2018 года
Борьба с серыми схемами, весовой контроль, цифровизация: что волнует российских перевозчиков

Развертывание автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК), регулирование рынка грузовых автоперевозок и цифровизация транспортно-логистической отрасли вошли в число главных тем III ежегодной конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», прошедшей 2–3 октября в Москве. Все эти, а также некоторые другие важные вопросы, волнующие участников рынка грузовых перевозок, активно обсуждались участниками очередного профессионального форума. Ежегодную конференцию, организованную компанией ATO Events и деловым порталом ГиД, посетили почти 250 делегатов. АСВГК Первая из сессий, посвященная теме развертывания АСВГК, обозначила характер и масштаб проблемы сохранности автодорог в нормативном состоянии. Генеральный директор РАДОР Игорь Старыгин напомнил, что, по последним данным, нормативам в России соответствует 78% дорог федерального значения и лишь 43% — регионального. При этом только в 2017 году из бюджета страны на дорожную деятельность было направлено 1,5 трлн руб., в то время как ежегодный ущерб автодорогам от проезда тяжеловесного транспорта составляет более 2,6 трлн руб. При этом с недобросовестных перевозчиков удалось взыскать в прошлом году в качестве штрафов лишь 0,9 млрд руб. «Это несопоставимые суммы», — констатировал докладчик. Ежегодный ущерб автодорогам от проезда тяжеловесного транспорта составляет более 2,6 трлн руб. Как следует из доклада главы РАДОР, на федеральных трассах сегодня функционируют 73 пункта ВГК, из которых 17 работают в полностью стационарном автоматическом режиме и еще 8 являются передвижными «автоматами». Что касается дорог регионального значения, то в 68 субъектах РФ на сегодня функционируют 76 стационарных пунктов ВГК и 258 передвижных весов. При этом 51 пункт (в 16 регионах) работает в автоматическом режиме. В ближайшей перспективе, добавил Игорь Старыгин, стоит создание 169 пунктов ВГК в 35 регионах. «Дороги у нас разрушаются и деградируют. Это наша общая задача — вести борьбу с недобросовестным и перевозчиками», — констатировал глава РАДОР. По примеру «Платона» Со своей стороны заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов указал на то, что на некоторых участках федеральных автодорог с нарушениями ВГК передвигается треть (35%) большегрузов. Рекордным стало зафиксированное нарушение, когда масса автомобиля составила 125 т. Представитель Росавтодора напомнил, что создаваемая в стране АСВГК включит в себя почти 400 контрольных пунктов. Идею с передачей в частные руки задачи по развертыванию и последующему управлению данной системой он назвал удачной. «Я думаю, это будет очень правильно, и пример системы «Платон» это подтверждает. Государство снимет с себя всю головную боль по созданию АСВГК. Но при этом будет по полной спрашивать с концессионера по результатам ее работы», — заявил Дмитрий Прончатов. О готовности взять на себя создание АСВГК оператор «Платона» — компания РТИТС заявила этим летом. Ее генеральный директор Антон Замков рассказал, что компания готова полностью включиться в работу по данному проекту — сразу, как только заявка будет одобрена. «Уже сегодня мы можем предоставить под решение данных задач как минимум 102 рамные конструкции. Еще 100 можем установить очень быстро. Первую очередь строительства АСВГК можем закончить к 2020 году», — заявил он. Топ-менеджер добавил, что РТИТС также готова обеспечить работу новой системы на территории всей страны. «Мы гарантируем работу новой системы по всей России», — подчеркнул руководитель. Что касается финансовой стороны, то, по словам Замкова, в РТИТС готовы реализовать данный проект через схему долгосрочного концессионного соглашения и без привлечения госфинансирования. «Мы гарантируем работу новой системы по всей территории России». Резюмируя обсуждение темы АСГВК, представитель Минтранса Григорий Волков заявил, что главная задача для властей при развертывании системы — «добиться доверия перевозчиков». Одновременно чиновник подтвердил готовность профильного министерства подключиться к проведению проверки действующих в стране комплексов АСВГК совместно с ассоциацией «Грузавтотранс». Регулирование отрасли Еще одной актуальной темой, волнующей бизнес, стало обсуждение форм регулирования отрасли. Лицензирование грузовых автоперевозок было отменено в России в 2005 году, однако сами участники рынка чувствуют и понимают необходимость упорядочивания работы рынка. Открывая сессию, Ирина Новикова из российского офиса GEFCO, одной из ведущих экспедиторских компаний страны, выделила две существующие проблемы: закрытость рынка (отсутствие реальных подтвержденных данных по составу его участников) и его деление на «белых» и «серых» участников. Деятельность «серых» перевозчиков, по ее словам, является для рынка большой головной болью. Спикер пояснила, что представители малого бизнеса в основной своей массе уклоняются от уплаты налогов. Деятельность «серых» перевозчиков загрязняет рынок и препятствует его «обелению». «Те, кто находится в «серой» зоне, всячески оптимизируют налоговые схемы и свою деятельность. Они пренебрегают своими обязанностями по обслуживанию транспорта, по страхованию ответственности, за счет чего удешевляют стоимость своих услуг. Именно они загрязняют рынок и препятствуют его «обелению», — посетовала Ирина Новикова. Стоит отметить, что этой же проблеме — исчисления и уплаты НДС участниками отрасли — была посвящена отдельная дискуссия, связанная с вопросами налогообложения. В ходе последней эксперты сошлись во мнении, что участникам отрасли грузовых автоперевозок имеет смысл перенять опыт из агропромышленного комплекса, где была подписана Хартия АПК (о налоговой добросовестности участников данного рынка). В целом, констатировала эксперт, внутренний рынок перевозок дискредитировал себя и «требует вмешательства со стороны государства». Топ-менеджер GEFCO выделила три основные формы госрегулирования. Прежде всего это нормативно-правовое регулирование, направленное на обеспечение безопасности — через соответствующие законы, указы, постановления и акты. Вторая часть методов заключается в ограничительных мерах: регулирование рынка посредством лицензирования, сертификации, квотирования, выдачи разрешений. И наконец, третий вид представляет собой финансово-экономические меры: налоги, тарифы, санкции и штрафы. «Особенно сильно в последние годы чувствуется прессинг со стороны налоговых органов», — заметила Ирина Новикова. Одним из вариантов упорядочивания рынка, по мнению спикера, способно стать создание официального российского реестра перевозчиков. Именно он может служить ограничительной мерой к допуску представителей бизнеса на осуществление услуг грузовых автоперевозок. «Требуется создание дополнительных порогов и барьеров для выхода компаний на рынок. Цель — повысить безопасность, качество и экологичность транспорта. И это будет обеспечивать защиту интересов других участников рынка — заказчиков данных услуг. В моем понимании, создание такого реестра может служить выходом», — пояснила представитель GEFCO. «Требуется создание дополнительных порогов и барьеров для выхода компаний на рынок. Цель — повысить безопасность и качество». Одновременно, по словам Новиковой, необходимо обеспечить совместимость реестра с прочими существующими электронными базами: налоговой, «Платоном» и т. д., что поможет в том числе поддерживать актуальность данных в реестре. Сами компании, добавила она, могут как попасть в реестр, так и выбыть из него «при осуществлении должного контроля» и «если возникнут на то соответствующие причины». То есть фактически подобный национальный реестр и будет служить такой системой допуска, о которой много говорят участники рынка, — следовало из выступления спикера. Сам реестр, по мнению Ирины Новиковой, должна вести госструктура. Данную позицию разделили и другие участники дискуссии, включая президента «Итеко» Евгения Бабаева и Кондратия Гайкевича, директора Jenty — одной из ведущих транспортно-логистических компаний СНГ. Цифровизация В свете провозглашенного в стране общего курса на цифровизацию экономики и текущих мировых трендов в транспортно-логистической отрасли важной темой стало обсуждение электронного документооборота, в том числе в отношении перспектив, необходимости и преимуществ перехода участников рынка грузоперевозок на использование электронных транспортных накладных (ЭТН). Напомним, что в нынешнем году Минтрансом страны был разработан проект постановления правительства России, регулирующий внедрение ЭТН в сфере грузовых автоперевозок. А в феврале этого года наша страна официально узаконила применение данного типа транспортных накладных при осуществлении международных грузовых автоперевозок. Заместитель генерального директора АСМАП Валерий Алексеев рассказал, что в настоящее время законопроект, регулирующий внедрение ЭТН при осуществлении внутрироссийских грузовых автоперевозок, находится на доработке. Компания вполне успешно использует ЭТН при осуществлении внутренних перевозок между дочерними предприятиями. В то же время представители рынка, принявшие участие в дискуссии, рассказали о своем первом опыте по реальной практике использования ЭТН. Так, представитель GroozGo Оксана Погодаева раскрыла подробности первой в стране тестовой автомобильной грузовой перевозки с использованием ЭТН, проведенной в апреле. В свою очередь замдиректора компании «Сельта» (транспортное подразделение розничной торговой сети «Магнит», оператор крупнейшего автопарка большегрузов в стране) Роман Юников рассказал о положительном опыте использования ЭТН при осуществлении внутренних перевозок между дочерними предприятиями ритейлера. По его словам, компания вполне успешно использует ЭТН, несмотря на некоторую спорность такого решения с законодательной точки зрения. «В случае возникновения каких-либо трудностей в общении с представителями ГИБДД наши специалисты оперативно связываются с ними по телефону и решают все вопросы, доказывая юридическую возможность использования такого вида документов. В крайнем случае выезжают на место», — сообщил руководитель. Транспортный оператор Traft также приступил к использованию (параллельно с обычными бумажными версиями) электронных накладных — правда, пока лишь в границах Москвы. «Очевидно, что переход на цифровой документооборот поможет бизнесу стать более прозрачным, быстрым и снизит его затраты», — выразил свою убежденность коммерческий директор Traft Андрей Савин. Своего рода итог обсуждению данной темы подвела представитель ФНС России Ольга Ларина. По ее словам, от перехода на ЭТН в итоге выиграют все стороны — не только перевозчики и грузовладельцы, но и органы власти, включая налоговые службы. «Мы тоже собираемся принимать этот документ. У Белоруссии уже есть такой положительный опыт. Несомненно, эта система будет работать и в России», — заявила она. Представитель ФНС добавила, что в ведомстве ждут положительного решения данного вопроса по линии Минтранса. «Переход на цифровой документооборот поможет бизнесу стать более прозрачным, быстрым и снизит его затраты». Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями «Деловых линий» Александр Лашкевич в очередной раз обратился к теме нехватки профессиональных водительских кадров в отрасли. По мнению эксперта, вопрос профессионального кадрового обеспечения затрагивает всех участников сферы грузовых автоперевозок. «Молодежь в профессию не идет, а «старички» никому не нужны», — констатировал эксперт. Представитель «Деловых линий» заявил о необходимости усилий по исправлению ухудшающейся ситуации — как со стороны государства (повышение престижа профессии, меры в области системы образования), так и со стороны бизнеса (самостоятельная подготовка кадров). Одновременно топ-менеджер поделился опытом обучения водителей большегрузов на базе компании. По общему мнению участников, прошедший двухдневный форум выдался крайне насыщенным, абсолютно актуальным по содержанию и, главное, продуктивным для всех заинтересованных сторон: властей, бизнеса, общественных объединений. Следующая конференция пройдет в Москве в марте 2019 года.

8 октября 2018 года
Каждая пятая компания в России оказалась убыточной

Отчасти это связано с экономическим спадом, отчасти — с налоговыми махинациями, объясняют эксперты. Четверть компаний и вовсе завершили прошлый год с нулевыми доходами и расходами — в основном те, кто хоть и не закрыты, но уже не нужны собственникам. 19% российских компаний, данные о которых раскрыла ФНС, показали убытки в 2017 году. Еще около 27% закончили год с нулевой прибылью ФНС начала раскрывать не составляющие налоговую тайну данные о компаниях 1 августа, а сведения о суммах доходов и расходов были опубликованы 1 октября. На первом этапе появилась информация о численности сотрудников, специальных налоговых режимах и участии в консолидированной группе налогоплательщиков. Из-за экономических санкций Запада ФНС как минимум до 2020 года не будет раскрывать данные о стратегических компаниях, предприятиях ОПК и крупнейших налогоплательщиках (на федеральном уровне к ним относятся компании с доходом выше 35 млрд руб. в год, на региональном — от 2 млрд до 35 млрд руб.). В утвержденный президентом список стратегических предприятий входит около 70 компаний, включая «Роснефть», «Газпром», РЖД, «Аэрофлот», ВТБ, «РусГидро» и т.д. Компаниям грозит ответственность, если ошибки в бухгалтерской отчетности привели к неверному начислению налогов, сборов и страховых взносов. За искажение бухгалтерской отчетности предусмотрены штрафы по ст. 15.11 КоАП РФ. Компания может исправить ошибку, сообщив корректные данные в налоговую.

Сейчас | По московскому времени

В рядах наших клиентов:

Санкт-Петербург

8 812 309-72-18 Единый многоканальный номер
195248, Санкт-Петербург, Уманский пер., 72
Часы работы: пн-пт 10:00-18:00
Посмотреть карту проезда

Санкт-Петербург | Москва

8 495 223-24-33 Единый многоканальный номер
129344, Москва, Енисейская ул., 1
Часы работы: пн-пт 10:00-18:00
Посмотреть карту проезда
Войти в личный кабинет